В семейной книге не стоит показывать только счастливые сюжеты

Испытываете ли вы искушение изобразить своих предков героическими и безупречными?
Скрыть их уязвимости и недостатки?

Это распространенная ошибка – рассказывать только счастливые истории. Избегайте её!

Записывайте подлинные истории

Приукрашенным сюжетам не хватает аутентичности. Такие истории попадают в категорию «приторных». Это слово символизирует искусственную сладость, которая пронизывает повествование, сосредоточенное исключительно на положительных аспектах.

Противоположностью счастливых историй не обязательно являются грустные истории. Это реальные истории — те, которые отражают правду о наших предках, демонстрируя жизнь во всей её сложности.

Написание семейной книги — это путешествие, требующее честности, открытости и подлинности.

Подлинность имеет решающее значение при создании увлекательных историй о семье. Делясь радостями, горем, победами и борьбой, мы найдем отклик у читателей. Если опустить бури, предшествовавшие счастливым моментам, то изображенное совершенство не вызовет эмоционального отклика.

Более того, поддавшись искушению опускать неудобные нам факты, мы обесцениваем собственный труд, вызываем недоверие к нему. В рассказе неизбежно появятся явные пробелы и нестыковки, которые приведут к тому, что и правдивые факты будут подвергнуты сомнению. Для родовой книги это провал.

Важно делиться подлинными историями, даже если они трудны или неудобны.

Создавайте родовую связь

В конечном счете, написание семейной истории — это нечто большее, чем просто сохранение имен и дат. Речь идет о том, чтобы запечатлеть суть жизни наших предков и создать связь с будущими поколениями.

Охватывая весь спектр человеческого опыта и делясь взлетами и падениями, сплетая воедино различные аспекты жизни предков, мы получим понимание того, кем они были как личности. Такие истории позволяют читателям представить, что они знают тех, с кем они никогда не встретятся, или увидеть родственников их в новом свете. Также мы создаем богатое полотно семейно-исторического сюжета, который найдет эмоциональный отклик и даст будущим поколениям глубокое понимание своих корней.

Практические советы: как писать о неудобном

Конечно, многое зависит от того, в какой форме вы подаете историю своей семьи, насколько откровенным вы хотите быть и насколько подлинность важна для истории. В любом случае, вы должны избавить сюжет от эмоциональной окраски и собственных выводов (или чьих-либо еще), а потом работать с ним тем или иным образом. В общих чертах все приемы сводятся к пяти:

1. Изложите голый факт.

2. Смягчите факт.

3. Не вдавайтесь в подробности.

4. Опишите то, что было до неудобного факта и что — после, опустив сам факт.

5. Просто пропустите факт.

6. Исказите факт — другими словами, просто соврите.

Подписывайтесь на телеграм-канал о создании книг, самостоятельной работе с текстом и фото и многом другом

Этика тоже важна!

Приемы я записал от предпочтительных к негодным. Я называю это пирамидой достоверности, она символизирует одновременно объём недостоверности при изложении фактов, ширину зоны негативного влияния на остальную историю и степень сложности поиска правды для потомков.

И в любом случае я против искажения истории.

Но есть нюанс.

Разные бывают ситуации, жизненные коллизии. Разные бывают и рассказчики. В некоторых случаях приходится думать и о читателях, которым факты могут быть крайне неприятны, а иногда они и конфликт способны вызвать.

Поэтому приходится делать выбор, как и всегда в жизни — между правдой и вымыслом, обидой и незнанием. Выбирать только вам, но хорошо, что этот выбор есть — так вам будет легче писать свою историю.

Пример

А теперь приведу пример из практики. Очень жесткий, но показательный — крайности всегда ярче.

“Я был в шоке, когда узнал, откуда у моей семьи взялся такой большой дом в городе N. Оказывается, у моей семьи в конце 19-го века было такое бедственное положение, что моей бабушке пришлось отдать собственную дочь (мою тетю) в дом терпимости. Как так можно? Сделать 14-летнюю дочь проституткой, а потом еще и деньги брать у нее. Мало того, на эти деньги потом построить дом! Какая разница, что тетя сама это предложила, даже настаивала, иначе вся семья умерла бы от голода. Может, были и другие варианты?”

Текст заказчика

Конечно, с такой подачей мало кто захочет вынести черновик на суд родственников!

Заказчик сначала хотел убрать этот нелицеприятный кусочек из книги. Но становилось непонятно, откуда у бедной крестьянской семьи появился дом, да и некоторые другие моменты не увязывались. Идеи написать вымысел (о помощи некоего мецената или о собственных накоплениях) не выдерживали никакой критики, да и просто не подходили концепции книги, которая в остальном была честна и правдива. Но такой факт, конечно, не хотелось пускать в семейную историю. И это можно понять.

Поговорив с заказчиком и выяснив все известные детали, я предложил в соответствии с пирамидой достоверности четыре варианта (пятым я не пользуюсь, любой вправе сделать этот выбор, и не мне судить — я выполню волю заказчика):

"У семьи в конце 19-го века было такое бедственное положение, что моей бабушке пришлось согласиться с уговорами дочери (моей тети) отдать её в дом терпимости в возрасте 14 лет. Через пять лет семья смогла выбраться из нищеты и даже построить дом в городе".

первый вариант

"Когда в феврале закончилась последняя мука, первым слег дед. Все домашние заботы свалились на плечи бабушки и двух старших дочерей. Немного помогал младший сын, но пятилетка был уже так слаб, что иногда просто засыпал на ходу. Хорошо, было еще немного сена, растягивали его как могли, выдавая корове половину нормы. Зато было хоть немного молока. Но постепенно и этого не стало хватать. Вечером под светом лучины Старшая заводила одну и ту же пластинку: “Мама, мы все умрем. Мне уже 14. Я могу заработать”. Когда младший сын в беспамятстве слег от голода, сердце бабушки разделилось. Она молча, не пряча слезы собрала какие-то вещи в дорогу и, перекрестив старшую, отправила ее в дорогу"… (ну и так далее)

второй вариант

"Моя тетя была вынуждена отправиться в город N на заработки уже в возрасте четырнадцати лет. Она не гнушалась никакой работы, и доподлинно известно, что через пять лет с ее помощью мои бабушка с дедушкой смогли построить дом в городе”.

третий вариант

Начните составлять свое семейно-историческое повествование уже сегодня и вдохновляйте других делать то же самое.

упакуем вашу историю в статью или книгу

Или на почту:
redaktor@myexlibris.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал о создании книг, самостоятельной работе с текстом и фото и многом другом

читайте еще

Восстанавливаем архивную фотографию

Восстанавливаем архивную фотографию

В архивных фото есть очарование. Заломы, потертости, трещины – естественный винтажный стиль. Однако с плохими снимками придется поработать. Будем использовать нейросеть и фотошоп.

Выбираем бумагу для печати книг и журналов

Выбираем бумагу для печати книг и журналов

Выбор бумаги зависит как от задач, которые будет выполнять печатная продукция, так и от бюджета – бумага вносит существенный вклад в стоимость. Для принятия решения в 99% случаев вам достаточно знать тип и плотность бумаги. Об этом сегодня и поговорим. Если читать некогда и нужно срочно и быстро что-то выбрать – в конце статьи есть краткая таблица по типам продукции.