Большое видится на расстоянии

Фото: Николай Меньшиков. Анимация: Редакция Экслибрис

Фотограф нефтяной эпохи. Николай Меньшиков

Фото Николая Меньшикова. Анимация: редакция Экслибрис

Большое видится

на расстоянии

Николая Меньшикова называют персональным фотографом Виктора Муравленко, ведь главные снимки легендарного нефтяника, в том числе знаменитый портрет на зеленом фоне, запечатлел именно меньшиковский объектив. Но это не совсем так, правильнее назвать ведущего фотографа Главтюменнефтегаза летописцем эпохи Муравленко.

поделись историей с друзьями

Ослепительный север

Июнь 1971 года. В Москве только что закончился VIII Мировой нефтяной конгресс, право на его проведение СССР пришлось долго отстаивать. Но необходимость в развитии торгово-­экономических отношений с Западной Европой и США на тот момент была настолько важной, что пришлось сделать все возможное.

Форум получился уникальным и на всю жизнь запомнился его участникам, особенно экскурсиями по знаковым советским месторождениям — азербайджанским, татарским, башкирским…

В том числе американскую делегацию возили в Западную Сибирь. Сначала заморских гостей встречала Тюмень, а затем в сопровождении начальника Главтюменнефтегаза Виктора Ивановича Муравленко группа перебазировалась в Нижневартовск — столицу самого большого в России и одного из крупнейших в мире по запасам Самотлорского месторождения. Оттуда гостей на вертолетах возили на промыслы, а также в молодой город Нефтеюганск. Фотограф Николай Меньшиков был участником исторической поездки.

Фотограф Меньшиков

>

Профессиональная судьба нашла Николая Меньшикова через его друга, Владислава Черемисина, который предложил пойти работать в фотолабораторию ЗапСибНИГНИ. Николай освоил сложную систему изготовления геологических карт, а также стал фотографировать для геологов объекты нефтедобывающих районов области. Снимки увидели сотрудники Главтюменнефтегаза. Меньшиков стал с ними сотрудничать, и вскоре оказался в штате.

"

Николай Меньшиков

– Это было первое посещение иностранными нефтяниками севера Тюменской области. У меня сложилось впечатление, что многие из них вообще до этого не верили, что в Западной Сибири есть нефть, во всяком случае, Большая нефть. Когда американцы в иллюминаторы увидели горящие над тайгой факелы, стали возбужденно говорить друг другу, что нефть в Сибири действительно есть. Север «ослепил» их огнями, придавил сверхдержавную спесь масштабами происходящего. Возвратившись в Тюмень, зарубежные гости попросили в доказательство знакомства с промыслами напечатать сделанные во время поездки фотографии.

В итоге каждому был презентован набор цветных фотографий с северными пейзажами. Также получили на память от Главтюменнефтегаза колбочки с нефтью. Черное золото было с разных промыслов, поэтому отличалось по цвету — изумрудно-­зеленое, желтое, красноватое, коричневое, в общем, настоящая подземная радуга.

Возможно, и сейчас на книжной полке в доме какого‑­нибудь американского ветерана-­нефтяника стоят снимки нефтяных качалок Самотлора или хантыйского чума авторства Николая Меньшикова.

>

Главное Тюменское производственное управление по нефтяной и газовой промышленности («Главтюменьнефтегаз», «Главтюменнефтегаз») — главное управление Министерства нефтяной промышленности СССР, в ведении которого находились производственные объединения по добыче нефти и газа на территории Западной Сибири. Существовало 1965—1990 гг.

На фоне судеб

Одним из первых в Тюменской области Николай Меньшиков начал делать цветные снимки. Это стало возможным благодаря В. И. Муравленко, который заботился о том, чтобы техническая вооруженность всех структурных подразделений главка была на передовом уровне. Поэтому предложение Меньшикова о покупке новой аппаратуры всячески поддержал.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ ГРУППЫ

"

Николай Меньшиков

– Цветную камеру, объективы, пленку и другие материалы пришлось приобретать через Управление внешних сношений Миннефтепрома в Москве за валюту. Редко какое предприятие имело такую возможность, а вот нефтяной главк – да. В. И. Муравленко подписал официальный документ, и деньги были перечислены. Из столицы я вернулся с суперсовременной фотокамерой, дополнительными объективами, кучей пленки и другими расходными материалами.

А вскоре случился момент, позволивший использовать заграничную технику в деле. Дали задание срочно сфотографировать Виктора Ивановича для какого‑то важного мероприятия.

В одном из кабинетов главка на четвертом этаже Николай Николаевич наладил зеленый нейтральный фон, выставил свет. Пришел Муравленко, расчесал волосы гребешком и сел на стул у зеленого сукна. Меньшиков работал всего несколько минут — понимал, что больше времени нефтяной маршал не даст. Перед объективом он действительно не засиделся. После десятка вылетевших птичек поднялся и, поблагодарив, вернулся в рабочий кабинет.

Из отснятых кадров Николай Николаевич выбрал два — строгий портрет и мягкий с полуулыбкой. После мероприятия, для которого делалась фотосессия, о снимках благополучно забыли. А через два десятилетия после смерти легенды соратники создали фонд его имени. Вот тогда архив Меньшикова ох как пригодился! А портрет у зеленого сукна стал самой растиражированной визитной карточкой Виктора Ивановича Муравленко.

Снимал Николай Николаевич своего главного героя и когда легендарного маршала провожали в последний путь. Его скоропостижный уход был громом среди ясного неба и неподдельным горем для многих тысяч людей.

Фото Николая Меньшикова. Виктор Иванович Муравленко

Виктор Иванович Муравленко.
Фото Николая Меньшикова

"

Николай Меньшиков:

«Сейчас лицо Виктора Ивановича на знаменитом портрете мне видится не на фоне зеленого сукна, а на фоне тысячи лиц — людей, которые с ним работали, людей, в чьей судьбе В. И. Муравленко оставил след, людей, что сегодня живут и трудятся в Тюменской области, для которой он так много сделал».

Дух огня

На Самотлоре. 1975 год.

Фото Николая Меньшикова

На Самотлоре. 1975 год.
Сегодня фото активно используется Международным фестивалем кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске

Благодаря профессии Николаю Меньшикову есть что вспомнить. При содействии областного отделения Союза журналистов в те годы, когда большинство простых смертных об этом и мечтать не могло, выезжал за границу. Куба, Египет, США и Канада, Италия, Испания, Дания, Англия… Лучшие снимки вывешивал в коридорах главка. Нефтяники подолгу стояли у стенда и с любопытством изучали заморские сюжеты, мужчин особенно интересовала техника, автомобили, а женщин — мода.

Конечно, главной всегда была нефтяная тематика. Большая нефть видится на расстоянии. Это Меньшиков понял еще в первую поездку в Нефтеюганск. В месте, где расположились геологоразведчики, нужно было показать панораму будущего города. Пришлось забираться на столб — он оказался самой высокой доступной точкой для съемки.

В дальнейшем Николай Николаевич много снимал Север с большой высоты, чтобы запечатлеть перспективу, мощь. В этом всегда с удовольствием помогали авиаторы. Так, с борта вертолета Ми‑8, который пилотировал легендарный авиатор Юрий Александрович Редькин, командир летного отряда в Нижневартовском объединенном авиаотряде, был сделан один из любимых фотографом снимков, названный «Буровая на озере Самотлор при закате».

Фото Николая Меньшикова

Первые буровые на Самотлоре. 1973 год.
Снимки сделаны с вертолета Ми-8, который пилотировал легендарный авиатор Юрий Александрович Редькин

В архиве Николая Меньшикова снимки многих знаковых событий Тюменского ТЭК — юбилейная тонна нефти, открытие Сургутской ГРЭС, приезд председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина на Самотлор, портреты легендарного бригадира Степана Повха и бурового мастера Геннадия Лёвина.

Большая нефть сделала имя фотографа известным на уровне Союза. В 1976 году Николай послал на объявленный Центральным телевидением фотоконкурс «Край мой любимый» серию снимков о покорении Самотлора и строительстве очень важной для развития нефтянки железной дороги Тюмень — Сургут. Фотосъемка была сделана для программы «Время», а точнее, для иллюстрации прогноза погоды от Гидрометцентра, который транслировали в конце передачи.

Сургут строительство железной дороги

Фото Николая Меньшикова

Строительство железной дороги Тюмень – Сургут. 1975 год.
Цветной снимок из этой серии в составе фоторяда прогноза погоды транслировался на Центральном телевидении после программы «Время»

Накануне объявления победителей конкурса Меньшикову пришла телеграмма из Москвы: смотрите финал такого‑то числа в такое‑то время. В назначенный час фотограф в предвкушении сел у голубого экрана. Знаменитый диктор Центрального телевидения Кириллов начал с длинной прелюдии. Рассказал о географии участников конкурса, потом напомнил о разнообразии нашей прекрасной страны. К победителям подбирался с хвоста — перечислил всевозможные поощрительные премии. Фамилии Меньшикова не прозвучало… Фотограф и его «болельщики» малость приуныли. На последних минутах передачи были названы обладатели третьего и второго мест — опять мимо. В стане тюменцев воцарилось недоумение. И тут прозвучало: «Лучшей признана серия снимков фотохудожника Николая Меньшикова из Тюмени!»

Потом у Николая Николаевича будет еще много разных побед, публикаций в ведущих журналах страны, книгах. Что‑то навсегда осталось в памяти, как та победа на конкурсе Центрального телевидения или экспозиция о достижениях Главтюменнефтегаза, демонстрировавшаяся в историческом музее на Красной площади в конце 70‑х. Там было много меньшиковских снимков, в том числе культовые — с транспарантами «Принимай, Родина, тюменскую нефть» и т. д.

>

Награды: За цветной снимок из серии «Строительство железной дороги Тюмень – Сургут» – золотая медаль Всесоюзной фотовыставки (1976 год, Москва), за серию цветных снимков «Будни Самотлора» – золотая медаль «Уралпрессфото» (1980 год, Свердловск). Участник Международной фотовыставки «Интерпрессфото» (1977 год, Москва).
Строительство автодороги на Самотлор. 1970 год

Фото Николая Меньшикова

Строительство автодороги на Самотлор. 1970 год

"

Николай Меньшиков

– Многие спрашивали, как же удалось поймать такие кадры, когда «черным золотом струится нефть сырая из земли, радостью сияют лица: ведь сумели и смогли». Я не скрывал, что некоторые кадры были постановочными. Но ведь не это важно, главное, что суровый труд, рабочие подвиги и любовь к своей Родине были неподдельными.

Николай Меньшиков снимал в 60‑е, когда он сам, да и большинство жителей области, еще не понимали, что Западно-­Сибирская земля больше не медвежий угол, не край ссыльных и каторжных. О нас заговорили по радио, телевидению, о нас запел Высоцкий, мы стали интересны. Началась эра Большой тюменской нефти, и он запечатлел ее в своих работах, которые навсегда останутся в истории, как и его имя.

Фотограф нефтяной эпохи. Николай Меньшиков

Фото из архива Николая Меньшикова

>

Николай Николаевич Меньшиков родился в Ишиме. Его отец, также Николай Николаевич, прославился умением разбираться в машинах. Когда в 1944 году образовалась Тюменская область, пригласили в Тюмень заведовать гаражом областного комитета КПСС. Так семья перебралась в областную столицу. В старших классах Николай-­младший занимался танцами в ДК «Железнодорожник», в составе ансамбля выступал в том числе и на ВДНХ в Москве. Когда пришла пора определяться с профессией, долго искал себя — пытался поступить в вузы Москвы, Ленинграда и даже Одессы, а в итоге заочно окончил родной Тюменский индустриальный институт.

Пока учился, Меньшиков три года работал карбюраторщиком на пассажирском автотранспортном предприятии, и хотя весьма поднаторел в этом деле, все же понимал, что его путь будет другим…